Электронные полюса ОСАГО набирают обороты. Возросло число продаж электронных полюсов

Популярность электронного ОСАГО набирает обороты

Популярность электронного ОСАГО набирает обороты

Популярность электронного ОСАГО набирает обороты: за весь период существования е-ОСАГО автовладельцы приобрели в различных страховых компаниях более 8 млн полисов, причем 95% из них оформили покупку в 2017 году.

Доверие к электронной страховке появилось не сразу — добровольные продажи е-ОСАГО стартовали в июле 2015 года, однако в 2016 году доля электронных полисов в общем объеме всех оформленных договоров по ОСАГО не составила даже 1%. С вводом обязательных продаж в сети Интернет ситуация изменилась.

На сегодняшний день порядка 30% полисов ОСАГО заключается в электронном виде. В начале 2017 года автомобилисты задавали массу вопросов по законности документа, правилам и формату его оформления, жаловались на сбои в работе сайтов страховых компаний. Однако на сегодня новая система оформления «автогражданки» стала удобной и привычной для многих россиян. «Мы видим неуклонно растущий спрос на электронную форму договора», — отметил руководитель направления по внешним коммуникациям «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. Однако, по его словам, все равно будут оставаться категории потребителей, которым привычнее приобретать ОСАГО по классической офлайн-схеме.

В 2018 году всю систему ОСАГО ждет ряд изменений. Одно из нововведений направлено на упрощение процедуры оформления ДТП и снижение нагрузки на ГИБДД — с июня при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия лимит выплаты по ОСАГО увеличится с нынешних 50 тыс. руб. до 100 тыс. Это касается только регионов, так как в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма давно увеличена до 400 тыс. руб.

Другое изменение, ожидаемое этим летом, уже вызывает множество споров в среде автостраховщиков и водителей: полный переход на рыночные отношения между участниками рынка. Так, государство не будет регулировать тарифы на ОСАГО — и страховые компании смогут рассчитывать стоимость полиса самостоятельно.

В настоящее время автостраховщики могут законно варьировать тариф на «автогражданку» в пределах 20% и очень ждут перехода на рыночные отношения. Из-за отсутствия выгоды от такой деятельности количество страховых компаний, работающих с ОСАГО, стремительно сокращается — еще пару лет назад «автогражданку» можно было оформить примерно в 180 компаниях, на данный момент ОСАГО оформляют лишь 60 представителей страхового сообщества. Все из-за того, что убытки страховщиков оцениваются в десятки миллиардов рублей: средняя стоимость полиса падает (на сегодня это 5800 руб., в прошлом году — 6600), а вот средний размер выплаты, напротив, растет (год назад — 65,5 тыс. руб., сегодня — 77 тыс.).

Автолюбители уверены, что либерализация тарифов неизбежно приведет к увеличению стоимости полиса ОСАГО. Однако в Российском союзе автостраховщиков считают, что повышение тарифов будет лишь на первом этапе, потом цены снизятся, особенно для внимательных и безаварийных автовладельцев.

В дальнейших планах государства — увеличение лимита выплат по «автогражданке» до 2 млн руб. На данный момент эта поправка в закон об ОСАГО еще не принята — Минфин внесет ее на рассмотрение Госдумой этой весной. Еще одно изменение, которое могут принять депутаты, — увеличение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с нынешних 800 до 5 тыс. руб. Эта мера, по словам экспертов, простимулирует водителей отказаться от управления авто без страховки.

Дальнейшие нововведения, которые коснутся рынка страховых услуг, уже прорабатывает Минфин — речь идет о полном переводе страхования автогражданской ответственности в электронный вид. В правительстве отмечают, что переход от бумажных ОСАГО к электронным поможет прекратить искусственный дефицит полисов в так называемых токсичных регионах, где водители сталкиваются с нехваткой бланков и невероятными очередями в офисах страховых компаний.

Многие клиенты автостраховщиков, оформившие е-ОСАГО, отмечают комфорт оформления документа в Сети — в любое время, без долгого ожидания и навязывания дополнительных услуг страховым агентом. Кроме того, часть компаний разрабатывает и удобные онлайн-сервисы для своих клиентов. «В этом году лидеры рынка предложили клиентам новые мобильные приложения, позволяющие узнать точную стоимость своего полиса с учетом истории вождения и совершить онлайн-оформление», — сообщил начальник отдела интернет-маркетинга и развития дистанционных сервисов компании «Ингосстрах» Александр Крайник. В приложениях есть и другие сервисы, позволяющие сделать процесс оформления е-ОСАГО еще проще: автоподстановка данных, автоматическое сканирование водительского удостоверения или паспорта, услуги, которые могут пригодиться водителю в сложной ситуации: вызов эвакуатора и расширение гражданской ответственности.
Единственное, что продолжает настораживать участников рынка в переходе на е-ОСАГО, это появление все новых способов мошенничества в Интернете. Соблюдение всех требований по продажам е-ОСАГО страховщиками контролирует Банк России. Кроме того, регулятор отслеживает поддельные сайты страховщиков и порталы, где размещаются предложения «помочь» в оформлении полиса е-ОСАГО. По данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере ЦБ, в прошлом году регулятор установил и убрал с рынка 840 доменов, причем 91 из них представлял собой мошеннические сайты-двойники страховых компаний, в адресах и на страницах которых использовались аббревиатуры и названия известных российских автостраховщиков. Автовладельцы через поисковик попадают на такие сайты, где оформляют электронный полис ОСАГО и оплачивают страховку, однако документ на электронный адрес покупателю так и не поступает либо оказывается фальшивым. И получается, что требовать у страховой компании возмещения убытков при ДТП бесполезно.
Объявления о посреднических услугах для оформления электронного полиса за определенную комиссию также незаконны. Это очередная мошенническая схема, по которой недобросовестная компания-посредник намеренно подает страховщикам недостоверные сведения об автовладельце и характеристиках авто, чтобы уменьшить конечную стоимость полиса. Клиент, естественно, ничего не подозревает, так как данные е-ОСАГО изменены в графическом редакторе, и ездит с документом совершенно спокойно. До той поры, пока не наступит страховой случай, когда мошенничество выясняется и страховая компания отказывает в возмещении ущерба. «Признаки мошеннических сайтов можно увидеть сразу, еще не приступая к оформлению электронного полиса. Например, стоит насторожиться, если доменное имя сайта заканчивается на .com, .рф, .rf, .online, .онлайн, .москва, .moscow или в описании сайта присутствуют такие слова, как «брокер», «посредник», «поможем оформить», «быстро и просто» и так далее», — рассказали в офисе компании «РЕСО-Гарантия».

Специалисты страховых компаний напоминают автовладельцам простые правила, которые помогут не попасть на удочку мошенников. Во-первых, оформлять электронный полис нужно только самостоятельно, не прибегая к услугам посредников.

Во-вторых, удостовериться в том, что страховщик продает е-ОСАГО законно. Для этого стоит узнать на сайтах ЦБ и РСА, есть ли у страховщика лицензия. Кстати, для удобства интернет-пользователей в поисковой системе «Яндекс» есть специальный маркер для официальных сайтов страховых компаний — зеленый кружок с галочкой и надписью «Реестр ЦБ РФ»: такая маркировка указывает на то, что сайт реально принадлежит страховой организации с лицензией ЦБ.

В-третьих, при оформлении электронного полиса необходимо удостовериться, что адрес сайта действительно соответствует официальному порталу выбранной страховой компании. Для этого внимательно прочитайте набор символов в адресной строке — адрес фальшивых страховщиков, как правило, отличается от оригинального незначительно — на один-два символа.

Если помнить об этих нехитрых правилах, то можно не только сэкономить время при оформлении «автогражданки», но и существенно сэкономить на расходах.

​Мифы и правда об электронном ОСАГО


Рынок ОСАГО все больше уходит в онлайн – за три месяца нынешнего года полисов e-ОСАГО продано почти в 5 раз больше, чем за весь прошлый год. Чем больше популярность продукта, тем больше вокруг него мифов.

1. Электронный полис не признают сотрудники ГИБДД

ЭТО МИФ В прошлом году, действительно, далеко не все гаишники были в курсе того, что распечатка электронного полиса приравнивается к бумажному, и пытались даже выписывать штрафы за отсутствие страховки. Однако сейчас, спустя почти полтора года после того, как страховщиков обязали продавать электронные полисы и их число выросло в несколько раз, такой проблемы больше не существует. Более того, даже если вы забыли сделать распечатку электронного договора, можно зайти на сайт РСА и продемонстрировать сотруднику полиции, что полис есть в базе.

2. Полис e-ОСАГО купить не проще, чем бумажный

ЭТО МИФ До недавнего времени процесс оформления на сайте страховщика давал сбои — в «Народном рейтинге» Банки.ру было огромное количество жалоб на то, что оформление е-ОСАГО может продолжаться часами, а то и днями и из-за разного вида технических сбоев (нечитаемая капча, не приходит СМС) может закончиться ничем. Однако весной 2018 года полноценно заработала система гарантирования заключения договора ОСАГО в электронном виде. Если у страховой, к которой вы обратились, есть технические проблемы или закончились «бланки» (номера) электронных полисов, договор заключается со случайным образом выбранным страховщиком через сайт РСА.

Если вы хотите избежать подобного «перебрасывания», оформляйте договор ОСАГО через финансовый маркетплейс, например через Банки.ру, который запрашивает данные одновременно в нескольких компаниях и предлагает только гарантированно «проходные» варианты. Когда вы выберете из предложенных вариантов, вы попадете на сайт страховщика и платить будете уже непосредственно ему.

Удобство покупки через агрегатор еще и в том, что по окончании срока купленного на маркетплейсе полиса вам напомнят, что пора заключать новый договор. Оформить его можно будет буквально в один клик, так как система хранит все ваши данные.

3. Бумажный полис более надежный, чем электронный

ЭТО МИФ Наличие защищенного бланка не дает гарантии, что вы не купите поддельный полис: мошенники наладили промышленное производство поддельных бланков. Российский союз страховщиков постоянно работает над совершенствованием защиты бланков, но преступники очень быстро подстраиваются под нововведения. Страховщики признаются, что сами не могут на глаз отличить фейковые полисы от настоящих.

Мошенничество при покупке электронных полисов тоже имеет место, но в данном случае защитить себя от мошенников — дело рук самих страхователей. Если оформлять полис в электронном виде самостоятельно, не привлекая посредников (всяческих «консультантов» и «помощников»), и проверять сайт, на котором покупаешь полис (список официальных сайтов страховщиков есть на сайте РСА), попасться мошенникам просто невозможно.

4. Е-ОСАГО дешевле бумажного полиса

ЭТО МИФ Электронный полис будет стоить столько же, сколько и бумажный. В настоящее время стоимость полиса ОСАГО варьируется в узких пределах. Разница в стоимости зависит от того, какую ставку базового тарифа выбрал страховщик для данного региона. Сейчас разница в базовом тарифе между минимальной и максимальной величиной (от 3 432 до 4 118) составляет всего 686 рублей. Правда, помноженная на поправочные коэффициенты, она возрастает в разы, но все равно отклоняться от установленных значений, давать скидки или увеличивать цену продавец не имеет права. Уже нынешним летом Банк России планирует расширить тарифный коридор на 40% (по 20% вверх и вниз), а в середине следующего года — разрешить страховщикам устанавливать более персонифицированные тарифы.

То, о чем так долго говорили страховщики, свершилось: Банк России 15 мая объявил о начале поэтапной либерализации ОСАГО. Цель реформы — установление максимально персонифицированных тарифов.

Но и тогда разницы в цене между электронным полисом и полисом на бланке не будет. Цену ОСАГО на ваш автомобиль можно рассчитать здесь.

5. Купить электронный полис у посредника невозможно

ЭТО ПРАВДА Сегодня посредникам законодательно запрещено продавать полисы e-ОСАГО, то есть заключать договор от своего лица и принимать оплату. Финансовые супермаркеты фактически предлагают сервис по сбору данных автовладельца и передачу их в страховую компанию, подбору предложений, по которым человек гарантированно сможет заключить договор ОСАГО, что экономит его время и силы. После получения подтверждения от сервиса страховщика (страховщик сам проверяет данные в базе Российского союза автостраховщиков) сервис агрегатора предлагает пользователю сформировать договор с выбранной компанией. После получения согласия клиента на определенное предложение Банки.ру формирует для него на сайте выбранного им страховщика личный кабинет (используются введенные в сервисе Банки.ру данные — e-mail и телефон, который, по закону об ОСАГО, является простой электронной подписью). Оплата происходит на сайте страховщика.

В отделенном будущем Банк России планирует разрешить посредникам продавать ОСАГО в электронном виде, но для этого должен быть создан соответствующий реестр агентов. Кроме того, ЦБ РФ начал разработку собственного маркетплейса, где в перспективе, после внесения соответствующих изменений в законодательство, можно будет купить и полис e-ОСАГО. Банки.ру является партнером Центробанка в данном проекте.

Банки.ру принял участие в проекте «Маркетплейс», с помощью которого граждане смогут покупать финансовые продукты не выходя из дома. Зачем нужна новая система продаж и что это даст потребителю?

Читайте также:  В России разработали универсальный электрокар для коммунальных служб

Продажа полисов ОСАГО. Как заработать на рынке страхования

С начала 2017 года в РФ страховые компании обязаны продавать электронные полисы ОСАГО на своих сайтах. Однако не все пошло гладко, страховые компании столкнулись с растущими убытками по портфелю обязательного автострахования, и начали вставлять палки в колеса, усложнять Captcha, увеличивать время профилактических работ, многие из тех, кто пробовал купить полис в интернете сталкивался с данными проблемами.

Ситуация развивалась, все больше граждан обращалось в РСА, и надзорные органы, в связи с невозможностью оформить полис. Была создана система Е-Гарант, которая позволяет в случае отказов от страховых компаний оформить полис на площадке Е-Гаранта, причем страховую компанию выберут случайным образом, исходя из соотношения проданных полисов по регионам.

И это также не стало панацеей, так как во первых страховые компании недовольны ситуацией, когда им вручает убыточных клиентов, во вторых система гарантированных продаж полисов работает через раз.

Про агентские продажи

Самостоятельное оформление полиса все еще достаточно сложная процедура, водитель, собственник, страхователь, автомобиль, более 50 полей, которые нужно правильно заполнить, как просто для покупки, так и для того, чтобы в случае аварии получить возмещение. Все это является барьером для большого числа покупателей, учитывая тот факт, что полис обычно нужен либо быстро в ГИБДД, либо уже вчера, если забыли продлить, граждане все еще обращаются к посредникам, агентам, и брокерам, вагончики которых вы можете увидеть возле МРЭО, авторынков, и в других проходимых местах.

Итак, на чем же зарабатывают агенты? Доход в размере от 5% до 20% от стоимости полиса им выплачивают страховые компании, за помощь в заполнении полисов ОСАГО. При цене полиса от 3000 до 15000 рублей, это вознаграждение варьируется от 150 до 3000 рублей, но в среднем составляет 300-500 рублей с полиса.

Хватит ли на всех денег, ведь полис оформляют чаще всего 1 раз в год? Согласно отчетности сбор страховых премий в 2018 по сегменту ОСАГО составил 225 миллиардов рублей.

На кого работают агенты? Часть агентов работает напрямую на страховые компании, и иногда даже состоят в штате страховых компаний. Остальная часть работает на так называемых брокеров, ИП и ООО, которые подписывают договора со страховыми компаниями.

С кем лучше работать с одной страховой или с брокером? С одной страховой больше стабильности, однако из-за так называемой сегментации, часто невозможно продать клиенту полис ОСАГО, из-за чего он уходит недовольный, в другой же компании ему этот полис продадут.

Что такое сегментация? Сегментация, это оценка рисков компаниями, одни не продают полисы в рискованных регионах, другие не продают полисы на дешевые или дорогие марки, третьи собирают базу тех, кто часто попадает в аварии и отказывают им, все вместе является сегментом, который у каждой компании меняется несколько раз в месяц, в зависимости от оценки портфеля компании андеррайтерами.
Тссс. Про это никому не рассказывайте, это большой секрет Полишинеля, рынка автострахования.

Как часто выплачивают агентам вознаграждение? Обычно 1 раз в месяц, причем в 20 числах следующего месяца за предыдущий.

А стоит ли этим вообще заниматься, если доход 300 рублей с клиента? Кроме дохода за оформление полисов ОСАГО, обычно клиентам продают дополнительные услуги, проверка и восстановления КБМ, оформление договора купли продажи, помощь в оформлении диагностической карты, в целом можно выйти на прибыль 1000 рублей с клиента, что в принципе уже существенные деньги.

Как начать продавать полисы ОСАГО? Есть несколько путей выхода на рынок автострахования.

Сложный путь, это обратиться в страховые компании, выбрав опцию стать агентом, однако как показывает практика, большая часть компаний не перезвонит вообще, другая часть узнает, сколько вы уже сейчас продаете полисов. Чтобы заключить договора вам нужно запастись терпением и настоичивостью

Другой путь, это найти брокера в своем регионе, который уже имеет договора со страховыми компаниями, и договорится с ним о том, чтобы быть агентом или субагентом. Однако нужно понимать, что брокер заберет себе большой процент и потребует выполнять множество правил при оформлении.

И простой путь заключается в том, чтобы зарегистрироваться на одной из агентских платформ, которых появилось достаточно много, добавить реквизиты, куда вы хотите получать вознаграждение, и оформлять полисы ОСАГО уже через 10 минут.

Ниже мы попытаемся кратко описать основные доступные агентские кабинеты, чтобы у вас было представление, с кем можно работать. Я не буду давать ссылок, тем более агентских ссылок, поиск в интеренете вам поможет.

СИБ (Страховой интернет бизнес)

СИБ – один из самых первых сайтов, который позволяет, как создавать свою сеть суб-агентов, так и самостоятельно зарабатывать на оформлении полисов ОСАГО. Всегда можно проверить свою статистику количество оформленных полисов и начисленного вознаграждения.

Это достаточно старый сайт, который раньше специализировался на расчете стоимости полиса КАСКО, а также возможностью восстановления КБМ клиента.

Про восстановление КБМ – часто покупатели ОСАГО сталкиваются с тем, что КБМ (коэффициент бонус малус) был утерян в предыдущей компании, и сейчас вам предлагают купить полис без скидки. Сущность восстановления достаточно проста, нужно написать заявление в страховую компанию и они будут обязаны отреагировать и внести правки в РСА, чтобы не тратить время на бюрократию, можно делегировать написание заявления другому лицу, заплатив ему вознаграждение.

Один из новых игроков на рынке, предлагает страхование в 5 компаниях, и различные дополнительные сервисы, такие, как простой калькулятор, проверка КБМ, поиск машины по номеру и другими. Кроме этого обещает быстрые выплаты вознаграждения без лимита минимальной суммы.

Отличается удобными интерфейсами и анимацией, предлагает быстрый расчет полисов и комиссий, однако часто встречаются страницы в разработке.

Проект в свое время привлекший большие инвестиции, и большую огласку в СМИ с вниманием со стороны правительства, обещал полностью поменять подходи к работе, предоставив возможность работать из дома.

В числе других услуг для продажи имеется возможность продавать полисы ОСАГО. Подойдет тем, кто зарабатывает не только автострахованием, но также продажей туристических путевок и других услуг.

Агентский кабинет от известного агрегатора финансовых и страховых услуг. Выглядит внутри достаточно аскетично, при этом предлагает достаточно большие ставки по вознаграждению, работают преимущественно с юридическими лицами.

В результате сравнения разных платформ, мы можем наблюдать практически одинаковые решениядля работы независимых страховых агентов. Агент может отслеживать количество оформленных полисов, а также начисленное вознаграждение как за продажу своих полисов, так и полисов привлеченных суб-агентов.

Данная статья не охватывала ставки вознаграждений отчисляемых агентам и брокерам, так как для каждой из систем ставки разные и зависит от количества оформленных полисов

Если Вам интересна тема автострахования, задавайте вопросы, постараюсь ответить на них, в комментариях, или следующей заметке.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Продажи полисов ОСАГО снова сокращаются

Автомобилисты все меньше хотят страховаться по ОСАГО, следует из опубликованной 15 июня статистики ЦБ за I квартал. Число проданных полисов сократилось по сравнению с январем – мартом 2017 г. на 1,3%, или на 101 542 полиса, до 7,9 млн. Премии по ОСАГО упали еще сильнее – на 4,6% до 46 млрд руб., сообщает ЦБ.

Продажи полисов ОСАГО сокращаются – а продажи новых автомобилей, каждый из которых должен, чтобы ездить, иметь такой полис, значительно растут. В I квартале 2018 г. продано 392 900 автомобилей – на 21,7% больше, чем в I квартале 2017 г., сообщала Ассоциация европейского бизнеса.

Продажи ОСАГО падают из-за накопившихся проблем в этом сегменте страхового рынка: страховщики стараются минимизировать продажи полисов в убыточных регионах, объясняет замдиректора группы рейтингов АКРА Евгений Шарапов. Страховщики с его мнением не согласны. Снижение продаж связано с ростом числа автомобилистов, которые ездят без полисов ОСАГО, считает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин, либо граждане экономят личный бюджет и отказываются ездить на машине, а значит, и полис ОСАГО им не нужен.

ЦБ обнародовал новые тарифы ОСАГО

ЦБ сообщил, что средняя стоимость полиса ОСАГО в январе – марте составила 5800 руб. против 6000 руб. годом ранее. Но до конца лета ЦБ обещает повысить базовые тарифы ОСАГО, что приведет к росту стоимости полисов примерно на 20%. Из-за этого изменения тарифов средняя цена полиса вырастет с 5800 до 7000 руб., оценивал в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Ситуация, когда заметно упало количество проданных полисов ОСАГО, уже была в 2015 г. – тогда ЦБ повысил тарифы и от покупки обязательных страховок отказалось 2,78 млн автомобилистов, приводил данные Российский союз автостраховщиков. Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начала пользоваться поддельными полисами.

Повышение тарифов сделает ОСАГО безубыточным для страховщиков

Оттока граждан из ОСАГО после нового повышения тарифов не будет, считает Соломатин, будет временное затишье в покупках полисов. В 2017 г. полисов ОСАГО было продано на 145 800 больше, чем в 2016 г. Удастся ли закончить и 2018 год ростом продаж, заместитель гендиректора «Ингосстраха» прогнозировать не берется.

Руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев не согласен с Соломатиным и уверен, что в 2018 г. ОСАГО ждет отток граждан – из-за роста тарифов. Рост продаж полисов в 2017 г. он связывает исключительно с электронным ОСАГО: автомобилисты получили возможность купить полис без визита в офис страховщика, где оформлять его бывает долго и неудобно.

Если брать весь рынок страхования, то в январе – марте общие сборы (премии) составили 377,4 млрд руб., и это на 19,3% больше, чем в I квартале годом ранее. Выплаты же сократились на 11,7% по сравнению с I кварталом 2017 г. и составили 109,1 млрд руб.

Наибольший вклад в рост рынка по-прежнему вносит страхование жизни – на него пришлась почти четверть взносов. Премии по этому виду страхования увеличились на 53,6% (по сравнению с I кварталом 2017 г.) и достигли 91,9 млрд руб. ЦБ сообщает, что быстрее прочих растет инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) – его банки продают как более доходную альтернативу вкладам. Взносы по ИСЖ выросли на 67% (по сравнению с I кварталом 2017 г.) и достигли 66,5 млрд руб. Банки за продажу страховок жизни получили от страховщиков 12,2 млрд руб. комиссии.

Существенный рост премий в страховании жизни сопровождается и ростом выплат: на 54,3% (по сравнению с I кварталом 2017 г.) до 7,34 млрд руб. ЦБ того и ожидал: истек срок действия договоров, по которым наблюдался значительный рост взносов.

Без страхования жизни, замечает Шарапов, рост рынка составил бы всего 11,2% (по сравнению с I кварталом 2017 г.) – сборы достигли 285 млрд руб.

Двузначные темпы роста страхования жизни старший вице-президент Сбербанка Александр Бондаренко объясняет спросом на инвестиционные продукты при постоянно снижающихся ставках депозитов. «К 2020 г. сборы рынка по страхованию жизни достигнут 1 трлн руб.», – предсказывает он.

Страхование жизни не демонстрирует признаков замедления, но его рост, вероятно, замедлится в случае регулятивных изменений в секторе, прежде всего в сфере поведенческого надзора, полагает директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова.

ЦБ пока регулятивных изменений не обещал.

Помимо страхования жизни также выросло и страхование от несчастных случаев и болезней (11,6%), добровольное медицинское страхование (6,5%), а также имущества юридических лиц (14%). Добровольное автострахование в I квартале (по сравнению с I кварталом 2017 г.) сократилось на 0,1% и составило 36,7 млрд руб.

Что такое электронный полис ОСАГО и как им пользоваться?

После вступления в силу постановления Правительства № 567 от 2 июня 2015 года о внесении поправок в Федеральный закон № 40 «Об ОСАГО» автовладельцы получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО. На протяжении последних полутора лет – до 01 января 2017 года многие страховые компании сопротивлялись данному нововведению, отказываясь продавать полисы ОСАГО в электронном виде и ссылаясь на «технические причины». Тем самым они вынуждали приобретать полисы непосредственно в офисах компаний, где сотрудники страховых могли навязать дополнительные услуги. С 01 января 2017 года по требованию ЦБ все страховые компании были обязаны в безусловном порядке обеспечить возможность покупки электронного ОСАГО на сайтах страховщиков.

Читайте также:  Почему опасно ложить ноги на приборную панель?

В данной статье мы рассмотрим что же представляет собой электронный ОСАГО; в чем его преимущества, недостатки и отличия от бумажного свидетельства; как его использовать на дорогах и нужно ли возить с собой.

Что такое электронный полис?

Электронный ОСАГО представляет собой аналог бумажного полиса, который юридически ничем не отличается от обычной бумажной страховки. Сегодня его можно приобрести на сайтах страховых компаний в интернете. Поскольку весь процесс оформления происходит удаленно, электронная версия полностью виртуальна и не имеет «физического воплощения» в виде бумажного договора и страхового свидетельства, отпечатанного на бланке ГОЗНака. По сути, такой формат и является единственным существенным отличием электронной страховки ОСАГО от обычной. Для оформления такого полиса используются те же самые исходные данные: КБМ, регион проживания, тип и мощность автомобиля, стаж и возраст водителя и т.д.

Как уже говорилось в начале статьи, возможность оформить электронную версию полиса появилась у владельцев автомобилей 1 июля 2015 года, когда вступили в силу изменения в законе «Об ОСАГО», регламентирующие порядок оформления такого полиса. Изначально данная услуга работала в тестовом режиме и позволяла пользователям только продлевать уже действующие на тот момент страховые договоры. А с 1 октября того же года стала доступна возможность приобрести электронный ОСАГО в интернете у любой страховой компании, предоставляющей сервис онлайн-продажи автогражданки.

Как выглядит такой полис?

После оформления электронного ОСАГО владелец авто получает его на свой e-mail адрес в виде pdf-файла.

Внешний вид электронного ОСАГО мало чем отличается от бумажного прототипа: он тоже цветной (у большинства компаний, но есть и черно-белые), однако с более простым фоном, так как отпадает необходимость в микроузоре, который наносится на бумажный вариант для защиты полиса от подделки.

Электронные полисы ОСАГО отличаются уникальной серией XXX – она не имеет аналогов среди бумажных свидетельств. Кроме этого в них содержится вся важная информация по страховому договору: сроки, ФИО клиента, модель и марка транспортного средства, список водителей, допущенных к управлению, стоимость и т.п. Ниже представлены примеры электронного полиса ОСАГО крупнейших страховых компаний:

Как проверить подлинность электронного полиса?

Несмотря на то, что классические способы обмана как, например, продажа фальшивых полисов ненастоящим страховым агентом, не применимы для электронной страховки – попасться на уловку мошенников можно и в интернете.

Самый распространенный метод продажи электронных бланков ОСАГО среди аферистов – продажа поддельных электронных свидетельств на фиктивных сайтах-клонах настоящих компаний, которые имеют созвучный веб-адрес и такой же дизайн, как официальные страницы страховых организаций.

РСА тратит немало усилий на своевременное обнаружение и блокировку таких сайтов, однако риск быть обманутым все же есть, особенно у граждан, владеющих слабыми навыками работы на компьютере и не имеющих опыта оплаты услуг в интернете. Как правило, подделки отличаются сильно заниженной стоимостью предлагаемых услуг.

Для того, чтобы покупатель мог убедиться в подлинности проданного ему полиса, страховые компании вместе с самим полисом посылают ему на электронную почту специальную ссылку, которая предлагает проверить наличие свидетельства ОСАГО в единой базе на официальном сайте РСА (а оно туда добавляется автоматически). Если такая ссылка по каким-то причинам не пришла вместе со страховкой, проверку можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо перейти на страницу проверки подлинности: http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/osagovehicle.htm.

Вот как выглядит стандартная форма проверки действительности полиса ОСАГО на сайте РСА:

В указанные поля необходимо ввести запрашиваемые данные о серии и номере договора ОСАГО, после чего выполнить поиск по базе РСА. В том случае, если такой полис действительно существует, система выдаст базовую информацию о застрахованном транспортном средстве, например, в таком виде:

Наличие такого окошка будет означать, что купленная страховка является подлинной.

Что предъявлять сотрудникам ГИБДД?

Раньше процесс проверки сотрудником ГИБДД наличия полиса ОСАГО у гражданина был предельно прост и понятен. Водитель предъявлял оригинал документа, инспектор сверял информацию из него с данными автомобиля и водителя.

С введением электронного ОСАГО процесс проверки полиса ничуть не усложнился, однако процедура проверки значительно поменялась. Всем сотрудникам ГИБДД было разослано специальное разъяснительное письмо (Письмо от 03.07.2015 № 13/12-у-4440), в котором инспекторам доносилась информация о том, каким образом они должны проверять электронный полис. С указанного года процесс проверки производится предельно просто: через специальный сервис в сети ИМТС МДВ РФ или в случае его недоступности через официальный сайт РСА, сотрудник ГИБДД делает запрос в базу данных о наличии страховки по гос. регистрационному знаку и VIN автомобиля.

В ПДД данные нормы до сих пор обновлены не были (хотя изменения обещают внести уже давно), в частности в актуальной на сегодня редакции имеется такой пункт:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Поэтому если исходить из действующего законодательства, требование инспектора предъявить полис будет вполне законным, даже если водитель приобрел его электронную версию. И хотя за уже более чем год функционирования е-ОСАГО каких-то громких и резонансных скандалов по этому поводу не было, РСА рекомендует иметь при себе распечатанную версию полиса для упрощения процедуры проверки и предотвращения возможных разногласий. Особенно это касается отдаленных населенных пунктов, где техническая оснащенность службы ГИБДД оставляет желать лучшего. Очевидно, что ксерокопия страхового свидетельства не будет являться официальным документом, однако ее наличие может помочь сэкономить водителям время и упростить общение с инспекторами.

Преимущества электронного ОСАГО

Главное преимущество электронного ОСАГО – возможность удаленного оформления автостраховки. У страхователя отпадает необходимость лично посещать офис, готовить нужные документы и терять свое время в очереди. Это особенно актуально для занятых граждан, а также жителей отдаленных регионов по причине труднодоступности обычного полиса.

Кроме этого, к плюсам онлайн-страхования относят следующие моменты:

  • электронную страховку невозможно потерять (поскольку она не имеет материального воплощения), а сама копия полиса будет храниться сразу в 3 экземплярах (в базе данных РСА, у страховой компании и у самого собственника транспортного средства);
  • возможность оформить так называемый «чистый полис» (то есть без дополнительных услуг и ненужных опций, которые порой насильно навязываются клиентам в офисах страховщика);
  • при соблюдении самых базовых правил осторожности вероятность мошенничества минимальна (тогда как покупая бумажный вариант ОСАГО, можно стать жертвой обмана со стороны сотрудников самой страховой организации);
  • у граждан отдаленных регионов появилась реальная возможность выбрать любую понравившуюся страховую компанию (до появления электронного ОСАГО в таких районах, как правило, действовали 1-2 страховщика и у водителей просто не было другого выхода, кроме как оформлять автогражданку в этих организациях).

Недостатки такого полиса

Несмотря на большое число положительных сторон, у электронного ОСАГО можно выделить и ряд негативных черт:

  • оформление возможно только для тех граждан, информация о которых уже содержится в базе данных РСА (то есть онлайн заказ полиса недоступен для водителей новичков);
  • ошибки, допущенные при внесении большого количества информации о транспортном средстве и его владельце, дорого обойдутся пользователям (такие полисы признают недействительными, однако деньги за неудачное оформление не возвращаются, ввиду того, что данные ошибки трактуются страховыми компаниями как предоставление ложной информации);
  • проверка электронного ОСАГО отнимает у инспекторов ГИБДД куда больше времени, чем бумажный вариант (ведь им нужно узнать данные автомобиля, а затем сверять их с базой);
  • большое количество технических сложностей, которые могут возникнуть при оформлении полиса в интернете (со временем систему должны отладить, но на данный момент различные сбои, ошибки базы данных и прочие проблемы на сайте страховщиков – привычная картина).

Перспективы

Потенциал развития у электронного полиса ОСАГО очень большой. Всем компаниям, которые решили остаться на рынке страхования, было поставлено обязательное условие: до 1 января 2017 года каждая организация должна запустить свой сервис онлайн-продажи страховых свидетельств. И уже за первые 11 дней нового года было заключено 37,5 тысяч договоров, что составило более 10% от общего объема продаж за весь прошлый год.

С чем же связан такой всплеск активности водителей? Все дело в том, что в убыточных регионах многие клиенты просто не могут оформить полис другим образом. Обычно ситуация развивается следующим образом:

Страховая компания, видя, что регион убыточный, стремится покинуть данный район. Однако законодательство не позволяет ей это сделать, обязывая страховщика работать во всех субъектах РФ или не работать вообще. Чтобы снизить свои издержки компании максимально сокращают число филиалов в регионе, из-за чего водители вынуждены постоянно стоять в очередях, в надежде оформить страховку.

Многие граждане просто не имеют возможности купить ОСАГО (особенно на Юге России), однако предъявить претензии компаниям сложно, так как они действуют в рамках закона. В результате введения электронного полиса необходимость в личном визите отпала, и доступность ОСАГО для населения повысилась. Отсюда и резкий всплеск востребованности данного продукта. И он станет еще популярнее, когда будут решены все технические проблемы, а работа сервисов по онлайн-продаже и оформлению будет полностью отлажена.

Базовая несостыковка: как мошенничают с электронными полисами ОСАГО

На российском страховом рынке получила широкое распространение новая схема мошенничества с электронными полисами ОСАГО (е-ОСАГО). Об этом РБК рассказали в компании «Ингосстрах» и подтвердили еще в пяти крупных страховых компаниях.

Речь идет о том, что компании-посредники, предлагающие водителям услугу оформления е-ОСАГО, намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса. Эксперты оценивают долю таких полисов примерно в 5–10% (250–500 тыс. штук) в структуре электронных продаж ОСАГО.

В Центробанке заявили, что регулятор «в курсе появления подобных схем на страховом рынке». «В настоящее время совместно с представителями страхового сообщества вырабатываем комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений», — говорится в заявлении ЦБ, поступившем в РБК. Там также отметили, что нужно оповещать автовладельцев «о негативных последствиях, которые могут возникнуть после обращения к такого рода посредникам».

По результатам опроса РБК, который охватил топ-10 российских страховых компаний по объему страховых премий в сегменте ОСАГО (данные ЦБ за первое полугодие 2017 года), наличие проблемы с недобросовестным оформлением полисов е-ОСАГО подтвердили в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», «Росгосстрахе», ВСК и МАКСе.

В «Ренессанс Страховании», «Югории», «Согласии» и СОГАЗе не ответили на запросы.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

Читайте также:  Как выросли продажи электрокаров?

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, после введения требования об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5–10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее писал РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.

Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.

Ссылка на основную публикацию