«Налог на роскошь». Кто будет платить?

Что (или кто) мешает ввести налог на роскошь в России?

Соци­аль­ное рас­сло­е­ние обще­ства, поля­ри­за­ция богат­ства и бед­но­сти поста­ви­ло мир перед гло­баль­ной зада­чей — как добить­ся более спра­вед­ли­во­го рас­пре­де­ле­ния мате­ри­аль­ных благ. Поче­му один про­цент насе­ле­ния зем­ли с жиру бесит­ся, куша­ет золо­тые пиц­цы, име­ет ост­ро­ва, яхты, само­ле­ты, а у мил­ли­о­нов людей на зем­ле нет даже кор­ки хле­ба на обед и кры­ши над голо­вой? В неко­то­рых стра­нах мира (Фран­ции, Швей­ца­рии, Дании, Фин­лян­дии, Австрии, Вели­ко­бри­та­нии, Вен­грии, Австра­лии, Китае, Мек­си­ке, Туни­се, Алжи­ре и др.) суще­ству­ет (или суще­ство­вал) налог на рос­кошь в виде более высо­ко­го нало­га:

  • на доро­гую недви­жи­мость, транс­порт, юве­лир­ные изде­лия, др. пред­ме­ты рос­ко­ши;
  • дохо­ды физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц;
  • добав­лен­ную сто­и­мость и т.д.

Зачем это нуж­но? Как это реаль­но рабо­та­ет в дру­гих стра­нах? И как с нало­гом на рос­кошь обсто­ит дело в Рос­сии?

Зачем нужен налог на роскошь?

Уста­нов­ле­ние нало­га на рос­кошь поз­во­ля­ет:

  • попол­нить госу­дар­ствен­ную каз­ну, из кото­рых выпла­чи­ва­ют­ся пен­сии, соци­аль­ные посо­бия, предо­став­ля­ет­ся жилье;
  • вкла­ды­вать в раз­ви­тие эко­но­ми­ки, нау­ки, куль­ту­ры, обще­ствен­ной инфра­струк­ту­ры;
  • повы­сить уро­вень жиз­ни в стране, дать воз­мож­ность все­му насе­ле­нию жить достой­но;
  • забо­тить­ся об эко­ло­гии, при­ро­де.

Дока­за­но, что на самом деле чело­ве­ку не нуж­но слиш­ком мно­го денег, так как насту­па­ет пре­дел, когда их про­сто неку­да девать (все уже есть). Для кого-то этот пре­дел насту­па­ет при дохо­де 150 — 200 тыс. дол­ла­ров в год, а для кого-то — в 1 млн. Начи­на­ют скап­ли­вать­ся излиш­ки. Тогда-то и начи­на­ют­ся дико­сти в виде золо­тых мобиль­ни­ков, уни­та­зов и пон­чи­ков. Те, у кого дохо­ды еще боль­ше, поку­па­ют фут­боль­ные клу­бы, ост­ро­ва, кар­ти­ны “чер­ный (или крас­ный) квад­рат” и т. п. Ред­ко кто вкла­ды­ва­ет в меце­нат­ство и бла­го­тво­ри­тель­ность.

Налог на роскошь в других странах

Как облагается недвижимость в Англии

Впер­вые вве­ла этот инте­рес­ный вид побо­ра Вели­ко­бри­та­ния — это про­изо­шло в 1915 г.

“Фиш­кой” бри­тан­цев явля­ет­ся так назы­ва­е­мый гер­бо­вый сбор, уста­нав­ли­ва­е­мый для бога­тых нуво­ри­шей, сле­та­ю­щих­ся в Англию как мухи на мед:

  • при покуп­ке недви­жи­мо­сти сто­и­мо­стью от 125 от 250 тыс. фун­тов пла­тит­ся 1%;
  • от 250 тыс до 0.5 млн. — 3%;
  • свы­ше 0.5 млн. — 4%.

Еже­год­ные выпла­ты соб­ствен­ни­ков доро­гой недви­жи­мо­сти доро­же одно­го млн. фун­тов в Вели­ко­бри­та­нии состав­ля­ют 5%.

Дифференцированный подоходный во Франции и Финляндии

Реаль­ный вес в соста­ве бюд­же­та име­ет подо­ход­ный налог, так как он поз­во­ля­ет кон­тро­ли­ро­вать сверх­при­быль и обес­пе­чи­ва­ет суще­ствен­ный при­ход в бюд­жет. Осталь­ные виды нало­гов менее зна­чи­мы:

  • доро­гие при­об­ре­те­ния име­ют разо­вый харак­тер;
  • став­ки нало­го­об­ло­же­ния более низ­ки.

Имен­но высо­кий подо­ход­ный фак­ти­че­ски явля­ет­ся под­лин­ным нало­гом на рос­кошь. Как пра­ви­ло, он исполь­зу­ет­ся в раз­ви­тых стра­нах.

Прак­ти­ка исполь­зо­ва­ния диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных про­грес­си­ру­ю­щих ста­вок в нало­го­об­ло­же­нии дохо­дов пока­за­ла свою эффек­тив­ность. Доста­точ­но уви­деть уро­вень жиз­ни в таких стра­нах, как Швей­ца­рия, Фран­ция, Фин­лян­дия.

Чем­пи­о­ном по само­му высо­ко­му в мире подо­ход­но­му нало­гу явля­ет­ся Фран­ция, уста­но­вив­шая в 2013 г. налог в 75%

  • для физи­че­ских лиц, кото­рые зара­ба­ты­ва­ют более одно­го мил­ли­о­на евро в год;
  • для юри­ди­че­ских лиц, выпла­чи­ва­ю­щих окла­ды более 1 млн. евро/год.

Одна­ко он про­су­ще­ство­вал лишь до нача­ла 2015 г.. Разу­ме­ет­ся, мил­ли­о­не­рам такое не по душе. Они при­бе­га­ют ко вся­че­ским улов­кам, напри­мер, при­ни­ма­ют граж­дан­ство дру­гих стран, в кото­рых малень­кий подо­ход­ный налог, как это сде­лал фран­цуз­ский актёр и вино­дел Депар­дье. В 2018 г. при­шед­ший к вла­сти пре­зи­дент Мак­рон откры­то защи­ща­ет инте­ре­сы бога­то­го клас­са: налог на рос­кошь умень­ши­ли на 70%, то есть фак­ти­че­ски убра­ли, вза­мен при­няв нало­го­об­ло­же­ние доро­гой недви­жи­мо­сти.

Инте­рес­на нало­го­вая шка­ла в Фин­лян­дии:

  • зар­пла­та мень­ше 1333 евро/мес. не обла­га­ет­ся нало­гом вооб­ще;
  • доход от 1333 до 2000 в мес. обла­га­ет­ся нало­гом 6%;
  • от 2000 до 3300 — 17%;
  • от 3300 до 5940 — 21.4%;
  • от 5940 до 8333 — 29.7%;
  • свы­ше 8333 евро — 31.7%.

Бла­го­да­ря нало­гу на рос­кошь, в Фин­лян­дии всех без­дом­ных обес­пе­чи­ли бес­плат­ным жильем.

Налог на роскошь в Китае и Таиланде

Инте­рес­но отно­ше­ние к рос­ко­ши в неко­то­рых госу­дар­ствах.

В Китае, побив­шем миро­вые рекор­ды по потреб­ле­нию доро­гих това­ров, нало­гом на рос­кошь обла­га­ют­ся люк­со­вая пар­фю­ме­рия, элек­тро­ни­ка, часы, одеж­да и др. това­ры. Это при­ве­ло к воя­жам китай­цев за доро­ги­ми веща­ми в дру­гие стра­ны. Пра­ви­тель­ство Китая начи­на­ет поду­мы­вать о смяг­че­нии нало­го­во­го бре­ме­ни на при­об­ре­те­ние доро­гих това­ров, что­бы подвиг­нуть бога­чей попол­нять бюд­жет сво­ей стра­ны, а не чужих госу­дарств. Кста­ти, по этой же при­чине так и не при­ня­ли налог на рос­кошь в праг­ма­тич­ной Аме­ри­ке.

В Таи­лан­де рос­ко­шью счи­та­ет­ся интер­нет, кото­рый обла­га­ет­ся пошли­ной в 30$ еже­ме­сяч­но.

Налог на роскошь в России в 2018 г.

Рос­сия пока без­успеш­но пыта­ет­ся вве­сти налог на рос­кошь. Начи­ная с 2010 г. дела­ют­ся попыт­ки, но зако­но­про­ек­ты посто­ян­но откло­ня­ют­ся. Поня­тия “рос­кошь” в зако­но­да­тель­стве так до сих и нет.

В Рос­сии НДФЛ оди­на­ков для всех, и рав­ня­ет­ся он 13%. Един­ствен­ные полу­ме­ры — при­ня­тие диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных ста­вок нало­го­об­ло­же­ния транс­пор­та и 2% нало­га на недви­жи­мое иму­ще­ство сто­и­мо­стью свы­ше 300 млн. руб.

Но это ско­рее уда­ри­ло по насе­ле­нию, чем по бога­тым, так как при­ве­ло к само­управ­ству на местах: по зако­ну нало­го­вые став­ки име­ют пра­во уста­нав­ли­вать орга­ны вла­сти субъ­ек­тов и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний. Они вста­ли взвин­чи­вать став­ки на всю недви­жи­мость, кото­рая сто­ит доро­же 1 млн. руб.

Удив­ле­ние людей так­же вызвал стран­ный тех­ни­че­ский сбой в ЕГРН, бла­го­да­ря кото­ро­му мно­гие неволь­но ста­ли мил­ли­ар­де­ра­ми: к ним при­шли уве­дом­ле­ния о нало­гах на объ­ек­ты сто­и­мо­стью несколь­ко мил­ли­ар­дов руб­лей. В то же вре­мя сре­ди депу­та­тов и чинов­ни­ков обла­да­те­лей рос­ко­ши так и не нашлось.

Дифференцированный транспортный налог

Некое подо­бие нало­га на рос­кошь в РФ — это транс­порт­ные побо­ры, про­во­ди­мые по диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной про­грес­сив­ной шка­ле. Транс­порт­ный налог (ТН) уста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко на назем­ные транс­порт­ные сред­ства, но и на воз­душ­ные и вод­ные (суда, яхты, мотор­ные лод­ки, само­лё­ты). Он пред­став­ля­ет из себя про­из­ве­де­ние нало­го­вой базы (мощ­но­сти авто­мо­биль­но­го двигателя/реактивной тяги дви­га­те­ля само­ле­та, вало­вой вме­сти­мо­сти вод­но­го транс­пор­та, еди­ни­цы транс­порт­но­го сред­ства*) на нало­го­вую став­ку.

*Еди­ни­ца транс­порт­но­го сред­ства — это отдель­ная нало­го­вая база, уста­нав­ли­ва­е­мая для всех осталь­ных ТС с неопре­де­лен­ной мощностью/тягой и вало­вой вме­сти­тель­но­стью.

Нало­го­вая став­ка — это фик­си­ро­ван­ное зна­че­ние в руб­лях, кото­рое уста­нав­ли­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным поряд­ком в субъ­ек­те РФ в отно­ше­нии одной л.с., одной кг.с. или одной еди­ни­цы ТС. В ст. 361 НК РФ нахо­дит­ся таб­ли­ца нало­го­вых ста­вок.

По реше­нию орга­нов вла­сти субъ­ек­тов РФ став­ки могут быть умень­ше­ны или уве­ли­че­ны, но не более, чем в 10 раз. Умень­ше­ние воз­мож­но для авто мощ­но­стью не более 150 л.с.

При­ме­ры рас­че­та

  • Какой налог нуж­но запла­тить за авто­мо­биль мощ­но­стью 170 л. с.?
    • Нало­го­вая став­ка по диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной шка­ле для авто от 150 до 200 л.с. рав­на 5 руб. ТН равен 170 х 5 = 850 руб.
  • Мотор­ная лод­ка с мощ­но­стью дви­га­те­ля 60 л.с.
    • ТН: 60 х 10 = 600 руб.

Налог на новые дорогие автомобили

Рос­ко­шью в отно­ше­нии транс­пор­та усло­ви­лись счи­тать авто­мо­би­ли доро­же 3 млн. руб.

При­ме­ча­ние: Яхты по всей види­мо­сти рос­ко­шью в стране не счи­та­ют­ся, так как с 2017 г. их раз­ре­ше­но вво­зить в Рос­сию без рас­та­мож­ки, в отли­чие от авто­мо­би­лей. Вопрос: Ну и в чиьх инте­ре­сах уста­нав­ли­ва­ют такие зако­ны?

Для вычис­ле­ния нало­га на рос­кошь исполь­зу­ет­ся, соглас­но ст. 362 НК РФ, повы­ша­тель­ный коэф­фи­ци­ент (ПК), кото­рый умно­жа­ет­ся на стан­дарт­ный транс­порт­ный налог. Раз­мер повы­ша­тель­но­го коэф­фи­ци­ен­та уста­нав­ли­ва­ет­ся для авто опре­де­лен­но­го воз­рас­та и сто­и­мо­сти:

  • Для машин сто­и­мость от 3 до 5 млн. руб., выпу­щен­ных не более трёх лет назад, коэф­фи­ци­ент равен 1.1.
  • Авто­мо­би­ли цено­вой кате­го­рии 5 — 10 млн. не стар­ше 5 лет — коэф­фи­ци­ент повы­ше­ния 2.
  • Авто доро­же 10 млн. руб, сто­и­мо­стью до 15 млн. вклю­чи­тель­но, выпу­щен­ные не ранее, чем 10 лет назад — ПК равен 3.
  • Авто­мо­би­ли ценой свы­ше 15 млн. не стар­ше 20 лет так­же обла­га­ют­ся с повы­ша­тель­ным коэф­фи­ци­ен­том 3.

Полу­ча­ет­ся, чем доро­же маши­на, тем доль­ше с неё будет взи­мать­ся налог на рос­кошь. При дости­же­нии авто­мо­би­лем сво­ей воз­раст­ной план­ки вла­де­лец начи­на­ет выпла­чи­вать стан­дарт­ные начис­ле­ния.

Кто может не платить налог на роскошь

От нало­га на рос­кошь осво­бож­да­ют­ся:

  • герои Рос­сии и Совет­ско­го Сою­за;
  • вете­ра­ны ВОВ и при­рав­нен­ные к ним участ­ни­ки бое­вых дей­ствий;
  • мно­го­дет­ные семьи.

На какие автомобили установлен налог на роскошь в 2018 г.

Зако­но­да­те­ля­ми еже­год­но обнов­ля­ет­ся пере­чень лег­ко­вых авто­мо­би­лей для нало­го­об­ло­же­ния доро­же трёх мил­ли­о­нов руб­лей. В нем ука­зы­ва­ют­ся мар­ка, модель, тип и объ­ё­ма дви­га­те­ля, воз­раст маши­ны. Пере­чень дол­жен быть готов не позд­нее 1 мар­та ново­го нало­го­во­го пери­о­да.

Налог на роскошь для владельцев недвижимости

Рос­ко­шью в недви­жи­мо­сти счи­та­ют­ся круп­ные тор­го­вые и адми­ни­стра­тив­ные цен­тры, ком­мер­че­ская недви­жи­мость под офи­сы, а так­же все осталь­ные объ­ек­ты сто­и­мо­стью свы­ше 300 млн. руб. Вла­дель­цы дан­ных объ­ек­тов долж­ны выпла­чи­вать нало­ги со став­кой 2 %.

Для срав­не­ния: жилые дома и квар­ти­ры, части жилых поме­ще­ний, ком­на­ты, капи­таль­ные хозяй­ствен­ные построй­ки обла­га­ют­ся нало­гом 0,1%.

Подроб­нее о нало­го­вых став­ках в недви­жи­мо­сти см. в ст. 406 НК РФ.

Заклю­че­ние

Налог на рос­кошь в Рос­сии мог бы не толь­ко попол­нить каз­ну, но и сти­му­ли­ро­вать эко­но­ми­ку, умень­шить соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость в обще­стве. Но пока поли­ти­ка и управ­ле­ние ведёт­ся с учё­том лич­ных инте­ре­сов оли­гар­хов, он вряд ли будет уста­нов­лен. Необ­хо­ди­мо кон­тро­ли­ро­вать не при­об­ре­те­ние доро­гих това­ров (так как кон­цы мож­но все­гда спря­тать в дру­гих стра­нах), а при­быль, уста­нав­ли­вая нало­ги на сверх­до­хо­ды.

Налог на роскошь: кто и сколько платит

Несколько важных изменений в Налоговом кодексе РФ (конкретно — в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» и главе 28 «Транспортный налог»), которые появились еще в 2016 году, вместе с новой главой 25.4 уже успели назвать налогом на роскошь. Но это не совсем правильно, поскольку комплекс изменений повысил налоговую ставку как на дорогое имущество, так и на вполне рядовое. С повышением налога на автомобили все понятно — «роскошной» считается машина, стоимость которой равна или больше 3 млн. рублей. А ведь роскошной (не совсем, но все же) становится и «трешка» в Подмосковье. Или ухоженная квартира в новом доме. Не все с этим налогом ясно, кроме того, что касается он многих — и отнюдь не только владельцев многоуровневых квартир на 17 комнат с коллекциями живописи. Разберемся, что такое налог на роскошь, и кто его платит.

Немного истории: первые шаги к прогрессивной ставке налогообложения хотя бы в части имущества государство сделало еще в 2012 году. Но поправки в Налоговый кодекс не прошли. В 2013 — тоже. Да и сам термин «роскошь» в Госдуме так и не смогли определить. Только в 2015 году поправки в НК все-таки случились. Отказавшись от слова «роскошь» законодатели пошли по пути наименьшего сопротивления: просто провели черту на ценовой шкале, и все, что находится выше нее, становится объектом налогообложения по повышенной ставке.

Предмет налогообложения: квартиры, машины и другое имущество

В этом году, как и раньше, предметом налогообложения выступает и движимое имущество, и недвижимость. Движимое имущество — не только автомобили. Если стоимость мотоцикла, например, выше установленной в Налоговом кодексе (статьи 358 и 359), то он тоже будет облагаться налогом по повышенной ставке. То же, само собой, касается и яхт, и катеров.

Для недвижимости повышенная ставка налога на роскошь тоже применяется — опять-таки в случае, если ее стоимость будет превышать установленный государством порог.

Уточнение: не попадает под налог на роскошь недвижимость на выбор собственника-льготника. Но только один объект, не важно, жилой он или нежилой. То есть имеет смысл выбрать иммунитет от налогов для самой дорогой квартиры.

О роскошной недвижимости подробнее: условия и ставки

С 2015 года сотни тысяч квартир стали условно роскошными. А все потому, что вместо инвентаризационной стоимости жилья в формуле расчета налога стали использовать кадастровую. Переход оказался болезненным: ведь стоимость квартиры или дома в этом случае возрастает очень и очень существенно — иногда в несколько раз.

Справедливости ради: кадастровая цена ниже рыночной (в среднем). Это некий компромисс между желанием покупателя приобрести дом или квартиру подешевле и стремлением превратить покупку в капитал, продав подороже.

Строго говоря, роскошная недвижимость — это объекты, кадастровая стоимость которых равна или превышает 300 млн рублей. То есть действительно дорогая. Но и квартирам, таунхаусам и коттеджам тоже досталось — воспринимается повышение налога на вполне рядовые объекты как тот самый налог на роскошь.

Как платится налог на роскошь и рядовую недвижимость по кадастровой стоимости

С дорогими домами все просто. Если стоимость объекта превышает те самые 300 миллионов, то ежегодный налог на нее рассчитывается по формуле: кадастровая стоимость × 0,2. То есть придется заплатить 2 %.

Для домов и квартир поскромнее есть градация:

  • стоимость до 7 млн. рублей — 1 % от кадастровой стоимости;
  • стоимость 7-20 млн. рублей — 1,5 %.

До 2018 года формула была сложнее, в ней сохранялись коэффициенты и стоимости инвентаризационные и рыночные. Из-за сложности формулы часто возникали вопросы — какой налог на роскошь придется платить за жилье или земельный участок и как он считается. В этом году таких вопросов не возникнет.

Кстати: платить придется не только за жилье, нежилые объекты или земельные участки, но и за недострои.

Налог на роскошь: автомобили

Порог, после которого считается, что автомобиль роскошный — три миллиона рублей. Но это не рыночная стоимость, а условная. Перечень марок и моделей, средняя стоимость которых превышает порог, публикуется Минпромторгом РФ ежегодно, в марте. С точки зрения закона, не важно, за сколько вы купили машину — значение имеет лишь усредненная цена, которую определяет министерство.

Читайте также:  Какие шины лучше на зиму: отзывы, шипы или липучка

Разбираемся, как рассчитать налог на роскошь для автомобилей? Все довольно просто: величина транспортного налога умножается на мощность (л.с.) и повышающий коэффициент, который будет разным для разных категорий машин из перечня. При средней условной стоимости машины:

  • 3-5 млн. руб., 2-3 года с выпуска — коэффициент составляет 1,1;
  • 3-5 млн. руб., 1-2 года с выпуска — 1,3;
  • 3-5 млн. руб., не более года с выпуска — 1,5;
  • 5-10 млн. руб., не более 5 лет с выпуска — 2;
  • 10-15 млн. руб. (не более 10 лет с выпуска) и более 15 млн. руб. (не более 20 лет с выпуска) — 3.

Важно! Ставка транспортного налога устанавливается каждым регионом самостоятельно, а автовладелец платит только за то время, что фактически владеет машиной — при расчете применяются понижающие коэффициенты.

Схожим образом считается налог на роскошь для яхт и катеров — значение имеет ставка и мощность двигателей.

Иммунитет от налога на роскошь

Кое-кто (и их немало) имеет иммунитет. Кто освобождается от налога на роскошь? Это участники боевых действий, ветераны Великой Отечественной, инвалиды, многодетные родители.

Кстати: избежать повышенного транспортного налога могут автовладельцы-инвалиды. Если переделать управление автомобиля на специальное — для людей с ограниченными возможностями.

Ответ на вопрос, кто платит налог на роскошь, неоднозначный. С одной стороны — владельцы действительно дорогих автомобилей и сверхдорогой недвижимости. С другой — на фоне явного повышение налога на недвижимость коснулось почти всех, так что какие-то 2 процента за дворец не кажутся налогом на роскошь.

Налог на роскошь: за что придется доплачивать в 2020 году

О существовании налога на роскошь знают далеко не все. Зачастую с ним сталкиваются только при покупке объектов движимого и недвижимого имущества, попадающего под категорию «роскошь». Что же надо знать о данном налоге, чтобы он не стал неожиданностью при очередном приобретении?

Общее понятие о налоге и его функции

Налог на роскошь – один из наиболее «молодых» налоговых сборов, принятый лишь в 2013 году. При этом отдельного понятия «налог на роскошь» в Налоговом кодексе нет, но есть повышающие коэффициенты, действующие при расчетах сумм некоторых видов налогов.

Основными задачами этих сборов являются:

  • поддержание экономики страны и регулирование потоков денежных средств;
  • борьба с коррупцией;
  • пополнение государственной казны.

Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица.

Что попадает под данный налог

Согласно законодательству, роскошными и облагаемыми соответствующим налогом вещами являются недвижимость и транспортные средства с определенной стоимостью.

Налог на роскошь: недвижимость

С недвижимостью дела обстоят иначе. Главная особенность — налог взимается почти с каждого, при этом подобных лазеек, как с авто, не существует. Кроме того, в законе не предусмотрены и льготы.

В первую очередь, к объектам налогообложения относится недвижимое имущество, стоимость которого превышает 300 млн. рублей, расположенное на территории РФ. В перечень входят:

  • жилые дома и квартиры (и их части);
  • дачи и другие строения, сооружения и помещения, предназначенные для проживания;
  • участки земли, на которых расположены жилые постройки;
  • дачные и садовые участки;
  • земельные наделы, выделенные под строительство индивидуального жилья.

Также данным налогом облагаются незавершенные объекты (по истечении 3-х лет с начала строительства), предназначенные для проживания.

Что касается налоговых выплат с роскошной недвижимости, то здесь повышающие коэффициенты применяются при исчислении налога на имущество. При этом расчеты в каждом случае очень индивидуальны, так как процентная ставка зависит от нескольких факторов.

Так, согласно последним изменениям, ставка налога будет зависеть не только от цены на саму недвижимость, но и от кадастровой стоимости земли, на которой она расположена. На практике это означает, что чем крупнее населенный пункт, чем престижнее район, в котором расположен объект, тем больший налог придется оплатить его владельцу. При этом сумма налога не должна будет превышать 2% от стоимости недвижимости.

Налог на роскошь: автомобили

Что касается транспортных средств, то в данной категории объектами налогообложения являются купленные или впервые зарегистрированные в РФ:

  • автомобили;
  • суда для передвижения по воде (морские и речные);
  • воздушный транспорт (самолеты, вертолеты).

При условии, что их стоимость на момент покупки составляет не менее 3-х млн. рублей.

Ставка налога разнится для каждого обладателя ценного автомобиля, единой цифры не существует, и она будет меняться ежегодно. На нее влияют два основных критерия:

  • стоимость ТС (сюда попадают авто в ценовой категории от 3 до 20 млн. руб.);
  • «возраст» машины.

Оба критерия взаимосвязаны и прямо пропорциональны итоговому проценту ставки. То есть, чем больше стоимость авто, тем дольше за его использование будет взиматься налог, а коэффициент ставки будет изначально значительно выше, чем у других транспортных средств. Для транспорта это не отдельный налоговый платеж, а тот же транспортный налог, только с повышающим коэффициентом.

Наглядно это можно увидеть в таблице:

Стоимость т/с (млн. руб.)«возраст» авто (лет)коэффициент
3-5до 3-х1,1
5-10до 52,0
10-15до 103,0
свыше 15до 203,0

Таким образом, получается, что покупатели наиболее дешевых авто из категории «роскошь» при приобретении транспортного средства помимо обычного транспортного налога доплатят в бюджет почти такую же сумму. А вот тем, кто приобретает более дорогие автомобили, придется доплатить двойную сумму транспортного сбора.

Список автомобилей, облагаемых налогом на роскошь в 2020 году

С учетом инфляции и других аспектов функционирования финансового рынка список автомобилей, подлежащих дополнительному налогообложению, регулярно обновляется. На сегодняшний день действует обновление, произведенное в августе 2018 года. Согласно ему, налогом на роскошь облагаются:

  • 541 авто I категории (стоимостью от 3-х до 5 млн рублей);
  • 346 авто II категории (5 – 10 млн.);
  • 87 авто III категории (10 – 15 млн.);
  • 66 модель IV категории (дороже 15 млн.).

Большинство автомобилей, облагаемых налогом, представлены следующими марками: Audi, Cadillac, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeespan, Land Rover, Maserati, Chevrolet, Mercedes-Benz, BMW, Nissan, Spanorsche, Volkswagen, Aston Martin, Bentley, Lexus, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, Bugatti.

О расчете налога на роскошь узнайте из видео.

Размер и расчет налога на роскошь

Если говорить об автомобилях, то алгоритм прост:

  • за авто, находящиеся в категории «недорогих» из «роскошных» (3-10 млн.), владельцу придется выплатить сумму, примерно равную транспортному сбору;
  • за авто, стоимостью до двадцати миллионов, автолюбитель заплатит удвоенный транспортный сбор, помимо основного.

Чтобы не возникало споров и разногласий, основные расчеты проводит Минпромторг. Организация опирается на таможенную статистику, а также анализирует результаты сделок по поводу той или иной марки авто.

На расчет ставки налога на недвижимость влияет огромное количество факторов, поэтому итоговый процент получается индивидуальным. Основная сложность: местоположение объекта.

Теперь влияет кадастровая стоимость земли. Таким образом, чем крупнее город, чем престижнее район и т. д., тем выше налог.

Тонкости оплаты налога на роскошь

Чтобы не стать нарушителем и не «заработать» штрафные санкции за неуплату или неправильную оплату налога на роскошь, потребуется вникнуть в некоторые тонкости данного налогового сбора:

  1. При приобретении транспортного средства плательщики из числа юридических лиц исчисляют сумму сбора самостоятельно. Размер налога для физлиц рассчитывают налоговые органы на основании сведений организаций, осуществляющих регистрацию т/с.
  2. Если имущество, входящее в категорию роскошного, находится в долевой собственности, то налог должны уплачивать все собственники (соразмерно своей доле).
  3. Уплачивать налог за имущество, находящееся в собственности нескольких человек без выделения долей, по согласованию может один собственник. Если же соглашение об основном налогоплательщике между собственниками не достигнуто, налог взимается со всех в равных частях.
  4. При продаже, дарении и других обстоятельствах утраты собственности на объект недвижимости необходимо оповестить об этом соответствующие органы, которые произведут перерасчет налоговой выплаты.
  5. Получив недвижимость или транспортное средство, попадающие в категорию «роскошь», в наследство, также необходимо оплачивать налоговый сбор. В этом случае налог насчитывается с момента открытия наследственного дела.

И еще один нюанс: у этого вида налога есть «срок годности» (в отношении транспорта), поэтому необходимо следить за датой, когда он истечет.

Что не является объектом для начисления налога

Помимо объектов налогообложения, в законе четко определены и те категории движимого и недвижимого имущества, за приобретение которых налог на роскошь не взимается. К таковым относятся:

  • объекты, относящиеся к собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований;
  • общедомовое имущество в многоквартирных домах;
  • наделы земли, имеющие статус сельскохозяйственных, а также участки, входящие в зоны сельскохозяйственного использования;
  • участки земли, а также любые постройки на них, принадлежащие юридическим лицам и ИП и использующиеся для осуществления основного вида (согласно уставу и лицензии) деятельности предприятия/организации;
  • транспорт, являющийся собственностью (либо принадлежащий на правах хозяйственного ведения или оперативного управления) организациям и ИП, осуществляющим перевозки пассажиров или грузов;
  • сельхоз техника и спецтранспорт (машины для транспортировки молока, скота, птицы, удобрений и другие);
  • воздушный транспорт, используемый санитарными, медицинскими или пожарными службами;
  • техника, использующаяся в строительстве.

Также налог не взимается с автомобилей, находящихся в розыске при угоне (на время розыскных мероприятий), и тех авто, которые переоборудованы для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Кто освобождается от налога на роскошь

Несмотря на то, что сбор приходится выплачивать практически всем, кто обладает дорогостоящим имуществом, так или иначе, его можно избежать.

По большей части, освободиться от выплат можно, проверяя ежегодные списки ТС, подлежащих начислению процентов сбора. Чем дешевле авто, тем быстрее будет снята необходимость платить.

Однако существуют и категории людей, полностью освобожденных от выплат, при этом абсолютно не важно, к какой ценовой категории относится той или иной автомобиль и сколько он уже служит владельцу:

  • граждане РФ, считающиеся многодетными родителями;
  • ветераны ВОВ;
  • люди, имеющие любую степень инвалидности;
  • граждане, участвовавшие в каких-либо боевых действиях;
  • люди, обладающие званием героя РФ или СССР.

О сумме, не облагаемой налогом с продажи автомобиля, можно узнать на нашем сайте.

О налоге с продажи квартиры в статье. Кто обязан платить налог, расчет, как платить, способы снижения налога.

Налоговый кодекс РФ в последней редакции 2020 года можно скачать здесь.

Заключение

Налог на роскошь в российском законодательстве появился относительно недавно и на данном этапе играет важную роль в целостной системе сбора налогов в стране, несмотря на то, что долгое время его введение откладывалось и рассматривалось лишь как потенциально возможное событие.

Важно отметить, что плюсом введения этого налога является тот факт, что он не коснулся основного населения страны и распространяется только на зажиточных жителей с постоянным и высоким доходом и, как результат, обладающих вышеперечисленным имуществом, попадающим под категорию «роскошь».

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Тем, кто непосредственно столкнулся с необходимостью выплаты этого сбора, необходимо первоначально изучить все материалы и документы, уточнить, попадает та или иная собственность под налог и нет ли возможности его избежать (например, если автомобиль зарегистрирован на инвалида, оплата осуществляться не должна).

О налоге на роскошь можно узнать из видео.

Автор: Ольга Максимова

Руководитель HR службы, Кандидат юридических наук

Налог на роскошь

С 1 января 2014 г. в Налоговый Кодекс РФ внесены существенные изменения в части порядка исчисления транспортного налога по дорогостоящим легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 млн. руб.

Согласно пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации каждый владелец автомобиля, попадающего под действие данного законодательного акта, обязан уплачивать повышенный транспортный налог.

В народе ее назвали «налогом на роскошь».

Таким образом, собственники дорогостоящих автомобилей должны рассчитывать транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов.

Их размер зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном сайте Минпромторга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

И только на этот перечень и нужно ориентироваться.

Цель введения повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Введение с 2014 г. так называемого налога на роскошь, то есть повышение транспортного налога в отношении ТС стоимостью более 3 млн руб., призвано решить несколько задач.

Во-первых, речь идет о социальной политике, а именно: богатые должны заплатить за свое “роскошное” потребление.

Во-вторых, тем самым у региональных бюджетов появляются дополнительные средства.

В-третьих: параллельно разрешается актуальная на сегодняшний день проблема, связанная с импортным замещением – отечественные автомобили под “роскошное” налогообложение не подпадают.

Читайте также:  Новый гололедный реагент: польза и вред

Льготная группа граждан

Существует несколько социальных слоев населения, которые полностью освобождаются от уплаты налога на роскошь.

Под это правило попадают следующие граждане:

родители многодетных семей;

инвалиды (независимо от присвоенной степени);

ветераны Великой Отечественной войны;

участники боевых действий;

герои Российской Федерации и СССР.

Данной льготой можно воспользоваться только в том случае, если мощность автомобиля не превышает 200 л.с.

Причем транспорта, соответствующего этим требованиям со стоимостью более 3 млн. рублей, достаточно мало в России.

Размер повышающих коэффициентов к транспортному налогу на дорогостоящие легковые автомобили

Налоговый Кодекс РФ предусматривает следующие коэффициенты:

– 1,1 – для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

– 1,3 – для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

– 1,5 – для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

– 2 – для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

– 3 – для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом собственник транспортного средства уплачивает транспортный налог только за те месяцы, когда он фактически владеет автомобилем (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия автомобиля с регистрации принимаются за полные месяцы.

Порядок расчета налога на роскошь

Чтобы рассчитать повышенный транспортный налог, нужно кол-во лошадиных сил умножить на ставку транспортного налога и повышающий коэффициент:

Налог на роскошь (повышенный транспортный налог) = Количество лошадиных сил Х Региональная ставка транспортного налога Х Повышающий коэффициент;

Организация имеет легковой автомобиль 2015 г. выпуска с мощностью двигателя 250 л. с.

Налоговая ставка в соответствии с законом субъекта РФ – 80 руб./л. с.

Автомобиль включен в Перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых при исчислении транспортного налога применяется повышающий коэффициент.

Стоимость автомобиля – от 3 до 5 млн. руб.

В отношении “роскошного” автомобиля имеем следующее.

Повышающий коэффициент (Кп) равен 1,3, поскольку возраст ТС – от 1 до 2 лет и его стоимость – от 3 до 5 млн. руб.

Тогда, авансовые платежи по “роскошному” автомобилю составят:

– за I квартал – 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3);

– за II квартал – 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3);

– за III квартал – 6500 руб. (1/4 x 250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3).

Исчисленная сумма “роскошного” налога за год равна 26 000 руб. (250 л. с. x 80 руб/л. с. x 1,3)

Порядок представления организациями декларации по транспортному налогу

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса декларация по транспортному налогу может быть представлена в налоговый орган одним из следующих способов:

на бумажном носителе – лично налогоплательщиком или через его представителя;

по почте с описью вложения;

в электронном виде может передаваться по телекоммуникационным каналам связи.

При этом важно, что право выбора любого из названных способов имеют только организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

В противном случае отчитаться перед налоговой компания должна исключительно по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

«Налог на роскошь». Кто будет платить?

Для системы налогообложения имущества граждан РФ – это значимое событие.

Возможность введения налога на роскошь обсуждалась несколько лет. Законопроект о налоге на роскошь впервые был вынесен на рассмотрение Госдумы в 2012 году.

Предложенный тогда налог на роскошь предполагал создание финансового резерва на базе налоговых платежей, начисляемых на следующие виды имущества:

  • имущество класса «люкс», включая транспортные средства (автомобили) и недвижимость,
  • табачные и алкогольные изделия.

Но проект Госдумой был отклонен, да и само понятие «налог на роскошь» не было определено.

Видоизмененный закон на роскошь от 2014 г. также не был принят, но в 2015 году к нему снова вернулись, просто определив ряд транспортных средств и недвижимости «люксового класса», облагаемых повышенными налоговыми платежами.

Значение удержания налогов на роскошь

Главная задача, которую должен выполнить налог на роскошь, во всяком случае, так было продекларировано, – это:

  • регулировка финансовых потоков внутри страны и их перенаправление на поддержку реального сектора экономики,
  • борьба с коррупцией и увеличение налоговых отчислений в казну государства.

А что же получилось на самом деле? Каким будет налог на роскошь в 2018 году и кого затронет повышение налогов на автомобили и недвижимость? Так ли это касается исключительно нашей элиты? А как это отразится на нас с вами? Попытаемся в этом разобраться.

За что взимается налог на роскошь в 2020 году

Законодательство о налоге на роскошь касается двух частей:

первая часть налогового законодательства затрагивает собственников дорогих транспортных средств (автомобилей, яхт и так далее),

вторая часть налогового законодательства касается владельцев недвижимости.

Налог на роскошь: налог на транспортные средства

устанавливается главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

Порядок оплаты транспортного налога гражданами РФ в 2018 году был подробно рассмотрен в материале «Транспортный налог в 2020 году: Ставка, расчет и оплата налога на автомобиль».

С 2016 года новая система налогообложения на роскошь и престижное потребление особо сильно коснулась транспортных средств:

автомобили с ценой 3-20 млн. руб. (ставка различная, зависит от стоимости, года выпуска);

морской/речной транспорт (катера, яхты и прочие средства, налог составляет 10% от размера прожиточного минимума, исключением являются лодки обычные и скоростные с длиной корпуса до 6 м);

летательные аппараты (облагаются по ставке 10% от прожиточного минимума, никаких льгот не предусмотрено).

Внимание: Список транспортных средств, подпадающих под налог на роскошь, пересматривается Минпромторгом 1 марта ежегодно, например, в 2015 г. он насчитывал 280 позиций только в части легковых автомобилей, а в 2017 году уже 708 моделей.

п. 2 статьи 362 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу» Налогового кодекса РФ

Особенности и расчеты налога на роскошь в части автомобилей в 2020 году

Рассчитывая налог на автомобили в 2019 году необходимо помнить, что налоговый платеж не отдельный, а выступает в качестве ставки, умножаемой на транспортный сбор.

Информацию для расчета можно получить в представительстве компании-производителя транспортного средства или из каталога с рекомендуемыми ценами. Средняя стоимость рассчитывается также ежегодно Минпромторгом.

Внимание: Средняя установленная цена на автомобиль может отличаться от оплаченной за транспортное средство в реальности!

При самостоятельном расчете налога на роскошь в 2020 году, список автомобилей разделяется на следующие группы:

при цене 3-5 млн. рублей, год выпуска автомобиля до 3-х лет назад, повышающий коэффициент равен 1,1;

при цене 3-5 млн. рублей, год выпуска автомобиля не более 2-х лет назад, повышающий коэффициент равен 1,3;

для автомобиля, стоимость которого составляет 3-5 млн. рублей и год выпуска не позже года, повышающий коэффициент устанавливается на уровне 1,5;

повышающий коэффициент 2 используется для 5-тилетних автомашин с ценой 5-10 млн. рублей;

повышающий коэффициент 3 – для десятилетних транспортных средств с ценой в 10-15 млн. рублей и для двадцатилетних, стоимостью 15 млн. рублей и больше.

Для расчета налога на роскошь надо размер базовой ставки транспортного налога умножить на повышающий коэффициент, соответствующий стоимости и году выпуска транспортного средства. Подробности смотрите в статье «Транспортный налог в 2020 году: Ставка, расчет и оплата налога на автомобиль».

Кто освобождается от налога на роскошь в части автомобилей и есть ли пути обойти нововведение

Согласно принятым нормам, ставка налога на роскошь начисляется на новые и подержанные авто, поэтому всем владельцам транспортных средств рекомендуется ежегодно проверять, имеются ли их автомашины в обновленном списке.

Но некоторые категории налогоплательщиков все же освобождены от выплат налога на роскошь:

  • инвалиды (касается всех степеней);
  • ветераны ВОВ;
  • участники любых боевых действий;
  • герои РФ, СССР;
  • многодетные родители.

Можно ли избежать выплат налога на роскошь?

Есть несколько советов ( но не моих рекомендаций ), позволяющих обойти новый налоговый сбор на роскошь:

подать заявление об угоне авто (все время, что автомашина находится в розыске, оплата не начисляется);

транспортное средство можно переоборудовать для специального использования гражданами с ограниченными возможностями, то есть инвалидами (необходимо подтверждение такого переоборудования);

транспортное средство можно зарегистрировать на любую организацию, принимающую участие в подготовке проведения ЧМ по футболу 2018 года.

Налог на роскошь в части недвижимости

Подробно вопрос налогообложения недвижимости рассматривается в материале «Налог на имущество физических лиц: Льготы по налогу на имущество».

До 1 января 2015 года порядок налогообложения недвижимости физических лиц регулировался Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В настоящее время этот закон прекратил свое действие.

Порядок исчисления налога на недвижимость с 2015 года осуществляется с учетом положений Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ. Налогоплательщиками налога на недвижимость в соответствии с Главой 32 Налогового кодекса признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

(статья 400 «Налогоплательщики» и статья 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц, предусмотрены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на недвижимость, в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Нормами указанной статьи Налогового кодекса предусмотрено предоставление полного освобождения от уплаты налога на недвижимость в отношении одного объекта недвижимости по следующим видам недвижимости по выбору налогоплательщика:

квартира или комната;

помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса;

хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса;

гараж или машиноместо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ, жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

То есть, гражданин, имеющий право на применение налоговой льготы на недвижимость, с 2016 года имеет право на освобождение от уплаты налога в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством только, например, в отношении одного жилого дома, по своему выбору, вне зависимости от количества жилых домов, принадлежащих ему на праве собственности.

Уведомление о выбранных объектах недвижимости, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Форма данного уведомления утверждена приказом ФНС России от 13.07.2015 № ММВ-7-11/280@ «Об утверждении формы уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц» и размещена на сайте ФНС России в подразделе – «Нормативные правовые акты, изданные и разработанные ФНС России» раздела «Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России».

В соответствии со статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса в случае непредставления налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения

  • налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога на имущество физических лиц .

В соответствии с положениями главы 32 «Налог на имущество физических лиц» при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований:

могут также устанавливаться дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные статьей 407 «Налоговые льготы» Налогового кодекса РФ,

основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Важнейшей особенностью введения нового налога на роскошь является то, что касается он практически всех.

Налог на роскошь в части недвижимости касается большей части населения, так как, по сути, является дополнительной формой налога на имущество и на землю.

До 2015 года размеры налога на землю определялись по инвентаризационной и рыночной стоимости. Теперь при формировании суммы налога к этим двум значениям прибавится и третий показатель:

  • кадастровая стоимость участка, на котором построена та или иная недвижимая собственность.

Сама же кадастровая цена будет определяться не материалом или площадью сооружения, но и его местоположением. Поэтому в «роскошь» может превратиться вполне себе захудалое жилье, просто «удачно» расположенное в дорогом месте, и оно будет облагаться налогом значительно большим, чем комфортабельная и значительно большая по площади квартира в отдаленных районах.

Единой точной ставки налога на роскошь в части недвижимости НЕТ, в регионах она устанавливается на уровне 0,1-1,5% от общей кадастровой стоимости объекта. Но налоговым законодательством определено, что налоговая ставка рассчитывается районными властями, то есть может различаться для отдельных регионов.

Читайте также:  Автомобили, которые называют неудачниками

Список объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц , установленный с 2016 года, охватывает:

жилые/нежилые помещения и здания;

объекты, находящиеся в недостроенном состоянии;

Поскольку районные администрации имеют право самостоятельно определять объемы налоговых сборов на недвижимость, это привело к тому, что поборами облагается имущество со стоимостью уже от 1 млн руб., платить придется не только единичным обладателям престижных пентхаусов и особняков, но и обычным гражданам, кому «не повезло» иметь старенькую «трешку» или небольшой дом за городом.

В ряде регионов уже реально в 2016 году ставки налога на недвижимость подняли в 2-3 раза и заметьте не с олигархов, а с простых граждан. Это стало просто неподъемным для людей с низким и средним уровнем дохода. Особенно актуальна ситуация для социально незащищенных слоев населения – пенсионеров и инвалидов, получивших квартиры еще в советское время и сейчас проживающих на небольшие пенсии и пособия.

Подобная ситуация уже вызвала массу протестов, что заставило власти пообещать пересмотреть ставки. Однако уже полученные извещения по настоянию чиновников придется оплатить!

Схема расчета налога на недвижимость в 2020 году

Схема расчета суммы налога на недвижимость станет выглядеть следующим образом:

если кадастровая цена на недвижимую собственность не превышает 7 миллионов рублей, то налог будет рассчитан по коэффициенту в 0,1 процента;

при кадастровой стоимости недвижимой собственности от 7 до 20 миллионов рублей коэффициент возрастает до 0,15 процента.

Недвижимость, цена которой превышает сумму в триста миллионов рублей, считается объектом роскоши, и налог на роскошь исчисляется в размере двух процентов от кадастровой стоимости этой недвижимости.

Первые налоговые извещения, обязывающие к выплате налога на недвижимость по такой схеме, россияне получат в 2018 году. Нужно заметить, что намеренное занижение стоимости недвижимости не поможет избежать налоговых выплат. Данные будут проверяться в Росреестре, и при обнаружении нарушений налог будет взиматься в принудительном порядке.

“ТВОЙ АВТОДОМ”

Резонансный закон о налоге на роскошь, вступивший в силу 1 января 2014 года, вызвал массу дискуссий и размышлений о способах, как богачи будут его обходить.

Поддержали спор даже отдельные автомобильные эксперты, финансисты и политики, обосновывая, что новый закон – чистый популизм. Попробуем разобраться во всех выдвинутых способах ухода от его уплаты.

Чтобы не было никаких разночтений и попыток занижения стоимости авто продавцами, Минпромторг даже составил список, состоящий из 187 конкретных моделей автомобилей, которые подпадают под действие нового налога.

В Интернете тут же разгорелся спор, поделивший аудиторию на два лагеря: оптимистов, активно поддержавших закон с лозунгом «Наконец-то буржуи за все заплатят!», и пессимистов, которые, назвав массу легальных способов налог на роскошь не платить , полностью уверены, что богатеи так и будут делать.

Самый главный аргумент пессимистов: действие закона распространяется только на физических лиц. Покупатели-юрлица имеют свои схемы налогообложения и уплаты, а следовательно, автомобиль, оформленный на организацию, автоматически выводится из-под действия налога на роскошь.

Что же за документ вступил в силу 1 января нынешнего года? Как известно, автомобили поделили на роскошные и нероскошные. Порог разделения – стоимость новой машины от 3 миллионов рублей. Всё, что дешевле, – не роскошь. Покупатели дорогостоящих транспортных средств теперь обязаны доплачивать в казну дополнительные и довольно существенные взносы, определяющиеся коэффициентами стоимости автомобиля и их возрастом.

Не менее действенный способ ухода – покупка автомобиля в лизинг. Ведь купленная по этой схеме роскошная машина в большинстве случаев остаётся на балансе лизинговой компании, то есть опять же юридического лица. Частный случай этой схемы – оформление автомобиля на прокатную контору, которая затем официально оформляет машину владельцу в долгосрочную аренду.

Вторая группа схем ухода от уплаты налога на роскошь – оформление дорогого автомобиля на кого-то из льготной категории граждан, официально освобожденных от уплаты налога. К таким относятся, например, ветераны ВОВ, участники боевых действий, многодетные семьи, инвалиды, герои СССР и России и другие группы.

Кроме того, рассматривается схема ухода от налога на роскошь путем оформления автомобиля на несовершеннолетних детей . А дети младше 18 лет вообще могут провести сделку самостоятельно, поскольку граждане РФ с 14 лет имеют паспорт, а значит, и возможность оформить и даже поставить на учет транспортное средство. А вот полагающиеся налоги дети платить не обязаны, поскольку не имеют ни ИНН, ни, собственно, официальных доходов, с которых эти налоги платятся.

Все эти на первый взгляд убедительные доводы действительно наводят на мысль, что налог на роскошь – реально популистская «пустышка», брошенная ради виртуальной справедливости нашему классово раздробленному обществу. И с таким количеством обходных маневров никто ничего платить, конечно же, не собирается.

Попробуем проанализировать каждый из вышеописанных способов.

Первым делом желательно новый закон взять в руки и прочитать, что, собственно, там написано. А написано на титульном листе следующее: «Федеральный закон о внесении изменений в статью 362 Налогового кодекса РФ».

Открываем Налоговый кодекс и видим, что указанная статья 362 («Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу») относится к главе 28 о транспортном налоге. В этой же главе в статье 357 черным по белому написано, что налогоплательщиками налога признаются все лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения…

То есть налог на роскошь не относится, как многим показалось, к налогу на доходы физических лиц и даже к налогу на имущество физических лиц, а является частью транспортного налога, у которого нет разделения на физических и юридических лиц – он одинаково исчисляется и действует на тех и других.

Единственное различие заключается в том, что физическим лицам налоговая квитанция приходит домой, а юридическое лицо «ездит» выплачивать налог вместе со всеми другими в налоговую инспекцию в отчетный период.

Соответственно, никакое оформление роскошной машины на организацию не спасает – она точно так же платит транспортный налог со всеми повышающими «роскошными» коэффициентами в полном объеме.

Не спасает и покупка автомобиля в лизинг. Лизинговая компания , на балансе которой остаётся машина, тоже юридическое лицо, которое точно так же оплачивает все налоги, включая транспортный. А для лизингополучателя все эти налоги включаются в процентную ставку и ежемесячные выплаты. Единственный плюс такой схемы заключается в том, что покупатель автомобиля выплачивает налог на роскошь как бы в рассрочку в период действия лизингового договора. Точно так же происходит и с прокатом.

Что же касается льготных групп граждан РФ, то тут всё тоже не так просто. Дело в том, что указанные в законе льготники действительно освобождаются от уплаты транспортного налога. Однако в зависимости от региона вводится ограничение действия льготы на сам автомобиль, а конкретнее, на мощность двигателя – не более 200 лошадиных сил. Как оказалось, новых автомобилей слабее двухсот «лошадей», но дороже трех миллионов рублей на российском рынке попросту нет.

Оформить любимый GT-R на любимое чадо тоже не получится. Вернее, получится, но от выплаты налогов это не спасет. Дело в том, что никаких возрастных ограничений по выплате транспортный налог не подразумевает, равно как и налог на роскошь. Однако, согласно законодательству РФ, налоги должны уплачиваться за счёт собственных средств налогоплательщика, в том числе несовершеннолетнего.

Если же этих собственных средств официально и законно нет, то, сопоставляя статью 28 Гражданского кодекса РФ с 4 главой части первой Налогового кодекса РФ, получаем, что вся ответственность по выплатам налоговых и иных платежей ложится на родителей, опекунов или официальных представителей несовершеннолетних владельцев собственности.

Более того, вне зависимости от возраста гражданина РФ, при оформлении на него любой собственности (движимой или недвижимой) автоматически оформляется ИНН. Соответственно, информация по налоговым платежам (при невыплатах – долгам) по собственности скапливается в налоговой инспекции, которая вправе потребовать их уплаты, в том числе через суд.

В общем, как бы ни было это удивительным и странным, но налог на роскошь соответствующей группе обеспеченных граждан действительно придётся платить.

Неужели в кои-то веки наступила справедливость? Торопиться с выводами не следует. Теоретически обойти закон всё-таки можно. Правда, способы эти экстравагантные и вряд ли кто-то из богачей отнесется к ним серьезно.

Например, от налога на роскошь можно уйти, переделав свой Феррари или Ламборгини… в «инвалидку». От 100-процентной выплаты транспортного налога освобождаются «автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами», а основанием для получения льготы служат «документы, подтверждающие, что транспортное средство переоборудовано для использования инвалидами». Что косвенно намекает на коррупционную составляющую в тех организациях, которые эти документы имеют право выдавать.

От выплаты транспортного налога освобождаются транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти. А ещё не распространяется налог на автомобили… находящиеся в розыске.

Интересный момент: налогоплательщиками не признаются лица, например, участвовавшие в организации в Сочи Олимпийских Игр – 2014. Не будут транспортный налог платить и те, кто зарегистрирует автомобили на организации, причастные к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

И всё же самая большая условность налога на роскошь в его распространенности. Хотя в мегаполисах от количества «шестисотых» Мерседесов уже рябит в глазах (при средней зарплате 27 000 рублей по России), из всех зарегистрированных в нашей стране транспортных средств доля роскошных автомобилей составляет мизер. А выплаты налога на роскошь в масштабах бюджета страны – капля в море.

Вот и получается, что новый налог, по большому счету, имеет исключительно социальную направленность. Да и то довольно условную. Он не распространяется ни на элитную недвижимость, ни на яхты, ни на футбольные клубы, ни на «заводы, газеты, пароходы» – в мае 2014 года в Госдуме был отклонен законопроект о расширении действия налога на роскошь…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кто виноват в том, что люди больше не мечтают о машинах?

Еще относительно недавно, автомобиль (вопреки утверждению классического книжного персонажа) являлся не только средством передвижения, но и несомненно предметом роскоши, престижа и статуса. Но эти времена, похоже, безвозвратно уходят. Автомобиль больше не является предметом мечтаний большинства молодых людей не только на Западе, но и в России. Для одних это излишество в условиях доступности услуг каршеринга, такси и круглосуточной доставки. Для других – обуза, требующая ресурсов на содержание и обслуживание.

Когда-то сам факт наличия автомобиля (неважно какой марки и года выпуска) выделял человека на фоне окружения. Такую роскошь могли себе позволить не все. Но со временем доступность кредитов, стремительное развитие глобального рынка и производства, всевозможные программы лояльности и поддержки спроса привели к тому, что машину мог купить почти любой официально трудоустроенный человек. Это обесценило значение автомобиля, как одного из способов самоутверждения. Конечно, и сегодня есть престижные марки авто, на которые еще по привычке обращают внимание на улице. Но давайте честно, по-настоящему впечатлить кого-то крутой спортивной тачкой у подъезда сегодня вряд ли удастся. Для многих это привычное зрелище.

И если раньше подростки завешивали свои комнаты постерами с гоночными болидами, мощными внедорожниками или изящными представительскими седанами, то к сегодняшнему дню эта мода безвозвратно сошла на нет. Никто не грезит покупкой машины. Для значительной части населения это обыденный процесс. Более того, всевозможные хлопоты с приобретением авто, оформлением кредитных документов, полисов автострахования, потребность в сервисном обслуживании, ремонте, растущие штрафы, платные парковки и платные дороги, пробки, дорогой бензин, ДТП и прочие неприятности и вовсе отбивают у некоторых охоту иметь личный автомобиль. Еще один серьезный фактор, о котором уже знают все больше автомобилистов, заключается в том, что новые машины не выдерживают сравнения с произведенными в прошлом веке по качеству и надежности.

И люди прекрасно понимают, почему так происходит: их затягивают в воронку потребления, чтобы заставить регулярно ремонтировать свою машину, а по истечении срока гарантии покупать новый автомобиль. Не все хотят участвовать в этой искусственной гонке. Очевидно, что с точки зрения экономики, автомобиль сегодня является крайне невыгодным вложением средств. Но если раньше это оправдывалось хотя бы преимуществом в комфорте и свободе передвижения, то сейчас с растущим давлением со всех сторон на владельцев автотранспорта, часть людей больше не хотят ими быть. Тем более, что в некоторых случаях дешевле передвигаться на такси или пользоваться услугой каршеринга. Конечно, факторов, влияющих на падение продаж как на российском, так и на мировом авторынке, много. И все же следует признать, что мода на личные автомобили постепенно проходит. Это уже не так престижно, привлекательно и комфортно, как еще несколько лет назад. Сложно сказать, как эти перемены повлияют на рынок в ближайшие десятилетия, однако можно утверждать, что он уже не будет таким, как прежде.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию